Производство фарфора в России

Производство фарфора в России

В последние годы на российских производителей фарфора крепко нажали европейские и китайские фабрики. От мощной производственной базы, заложенной еще русскими промышленниками в XIX веке и развитой во времена СССР\ остались лишь считанные действующие заводы. К началу двадцать первого века неожиданно выяснилось, что Россия - малопригодная для конкурентного фарфорового производства страна... Российскому производителю фарфора нездоровится с середины 1990х, но в последние два года - особенно. В 2011 -2012 годах в стране обанкротилось пять предприятий, которые когда то относились к флагманам отрасли.

Из них два - «Первомайский фарфор» (Ярославская область) и Пролетарский фарфоровый завод (Новгородская область) - предприятия исторические, до революции входившие в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», которое контролировало тогда две трети рынка российского фарфора.

 

Управленцы несостоятельных предприятий объясняли плачевное положение дел в отрасли высокой себестоимостью производства, регулярным повышением цен на энергоресурсы, отсутствием какой-либо государственной поддержки и активностью иностранных конкурентов. В сентябре прошлого года оставшиеся производители фарфоровой посуды из стран Таможенного союза объединились и направили в Евразийскую экономическую комиссию обращение, в котором попросили защиты от зарубежных конкурентов.

Предприятием заявителем выступило ДО «Промыслы Вербилок». Его поддержали «Мануфактуры Гарднеръ» в Вербилках, Императорский фар форовый завод, Дулёвсьсий фарфоровый завод и Добрушский фар форовый завод (Беларусь). Цифры в заявлении были приведены безрадостные: за период с 2009 по 2011 год импорт столовой и кухонной посуды из фарфора в страны Таможенного союза вы рос на 65,1%, в то время как объем местного производства сократился на 12,8%.

Цена, которую предлагают импортеры, даже с учетом : всех пошлин и логистики ощутимо ниже, чем у наших производителей, причем разрыв все увеличивается - в 2,1 раза за указанный период, как отметили авторы заявления. Насколько эти «жалобы на судьбу» объективны, а не вырастают из проблем в управлении издержками, качеством и каналами сбыта у самих производителей? ДЕЛО ТОНКОЕ Рынок фарфоровой посуды сам по себе вполне бодр и растет на 9% в год.

По данным Discovery Research Group, его объем в натуральном выражении в 2011 году составил 207 млн. изделий. В стоимостном выражении объем рынка посуды в целом в прошлом году оценивался примерно в $550 600 млн., из которых около трети приходилось на фарфор.

-Российское производство фарфора не успело модернизироваться до внезапного резкого роста импорта и поэтому практически полностью погибло под его неудержимым наступлением, - оценивает ситуацию коммерческий директор «Мануфактур Гарднеръ» в Вербилках Николай Федюшин. Главный зарубежный конкурент, разумеется, Китай. Как ни крути - это родина фарфора (первое фарфоровое изделие здесь изготовили в начале VII века; европейцы открыли секрет фарфора лишь в начале XVIII столетия).

Консалтинговая компания Optim Consult так описала китайскую фарфоровую производственную «махину» в своем отчете за 2008 год, основываясь на данных Китайской ассоциации керамики: 1,7 тыс. производств с совокупной мощностью выпуска 16,4 млрд. единиц продукции; 18,4% этих объемов идут на экспорт в США и лишь 2,6% — в Россию. Но и этой ничтожной доли оказывается достаточно, чтобы задушить российских производителей.

Можно ли вообще спасти их «защитными мерами» (использование которых, впрочем, затруднено членством страны в ВТО)? Многие в этом сомневаются. По словам редактора специализированного сайта о посуде Posudka.Ru Константина Перегудова, недавно аналогичная ситуация наблюдалась на рынке столовых приборов: введение заградительных пошлин никак не помогло изменить соотношение между отечественным производством и импортом и не сделало этот сегмент более привлекательным для инвестиций. «Единственный существенный позитивный эффект от подобной меры - возможность закрыть рынок для откровенно дешевой и некачественной посуды, - уточняет Перегудов.

-При таких условиях ее просто станет невыгодно возить». Впрочем, некоторые участники рынка уже по-своему перевооружаются, стараясь защитить свою долю рынка от иностранных «интервентов». В 2007 году мощную модернизацию пережил «Башкирский фарфор» (прежнее название - «Октябрьский завод фарфоровых изделий»), установивший у себя новые печи и немецкое оборудование. Здесь делают основную ставку на выпуск профессиональной посуды для сегмента HoReCai под торговыми марками Seiler Porcelain и «Башкирский фарфор». Недавно поменял владельцев Дулёвский фарфоровый завод. По словам коммерческого директора Елены Наливиной, сегодня предприятие переживает второе рождение. Новые управленцы намерены провести полную модернизацию и автоматизацию производства, а за счет этого выйти на новый уровень развития.


 
 
top