Почему вкусная еда минует прилавки?

На российском рынке продовольствия пока мало места для по настоящему качественной и вкусной еды. Посмотрите на полки несетевой, да и сетевой розницы: они заполнены в основном продуктами «экономкласса». Исключение составляют сети, специализирующиеся на премиальном сегменте, — да и то не всегда. Речь идет не о формальных признаках, которые относятся к вопросам позиционирования, а о качестве продуктов, далеко не всегда сопоставимом с продуктами аналогичной ценовой ниши в каком нибудь западном магазине. борьба с фальсификатами, крайне болезненная проблема для рынка. Здесь саморегулируемые организации в сотрудничестве с госоргана ми могут добиться определенного успеха.

По крайней мере в нашем случае идея совместных проверок себя оправдала: на сегодняшний момент фальсифицированные продукты десяти компаний исключены из матриц крупных торговых сетей. Разумеется, это капля в море, и с фальсификатами в рознице мы продолжаем сталкиваться регулярно: творожный продукт называют «творогом», в то время как экспертиза показывает полное отсутствие жиров животного происхождения; реализуется «томатная паста» с высоким содержанием красителей и крах мала, о чем производитель вообще забыл упомянуть на этикетке, и т. д.

Безусловно, производитель имеет право удешевлять свой продукт в рамках действующих требований к безопасности продукции и стандартов. Вопрос в том, что он обязан информировать покупателя о реальном составе продуктов. Между тем фальсификация — это лишь крайнее проявление одной большой проблемы — общего дефицита «вкусной и здоровой пищи» на российских прилавках. Но куда пропала качественная еда? Продовольственный рынок в России пошел в основном путем ценовой конкуренции. Покупатель, а вслед за ним и ритейл, чрезвычайно трепетно относящийся к своим объемам продаж, ориентированы на цену. У ритейла очень жесткая позиция в этом вопросе: чтобы покупатель не ушел — продукты должны быть как можно дешевле.

К сожалению, зачастую при установлении цен не учитывается реальная себестоимость производства продуктов. Единственным инструментом, позволяющим производителю снижать издержки и тем самым не повышать цен, является «оптимизация» качества одним из двух способов: либо за счет замены каких-либо ингредиентов на более дешевые, либо с помощью изменения пропорций ингредиентов в конечном продукте. Разумеется, добросовестный производитель укажет это на этикетке. Но по большому счету легче от этого не становится: общее качество еды не вырастет.

Есть еще одна российская проблема, которая непосредственно связана с качеством. Парадоксально, но в стране, в которой сосредоточено 10% пахотных земель мира, производитель задыхается от нехватки сырья отечественного происхождения. Прежде всего это касается продукции животноводства и овощеводства. Причем сами переработчики заинтересованы именно в локальной продукции, которая априори качественнее, поскольку более свежая и не требует дополни тельной обработки для продления срока годности. Между тем импортозамещения удается добиться далеко не во всех отраслях агросектора.

Например, большинство российских переработчиков овощей до сих пор вынуждены возить огурцы из Индии в бочках, начиненных консервантами и всевозможными добавками. При этом огурец с нашего ноля обладает совершенно другим вкусом и мог бы популяризировать свою категорию, в то время как импортный фактически «убивает» ее своим вкусом.

Отдельная тема — это упаковка пищевых продуктов, которая вносит свою лепту в формирование цены для конечного потребителя 85% упаковки и тары, используемой в России, составляет импорт. Отечественной упаковки практически нет! А ту, что есть, назвать таковой можно лишь с натяжкой, поскольку большая часть сырья, необходимого для ее производства, приходит также из-за границы. В частности, в России не производится качественный пищевой кар тон. Занятно, но импортируемый, скорее всего, изготовлен из нашего же леса.

«Съездив» за границу, наш дешевый лес возвращается обратно в виде весьма недешевого картона. То же самое касается всех других материалов. Взять хотя бы пластик для йогуртов или жесть для консервных банок. Все эти материалы в России не производятся! При этом, как известно, пластик является побочным продуктом нефтепереработки, и металлургической отраслью Россия также не обделена... Казалось бы, столько неосвоенных ниш, которые были бы весьма востребованы рынком

На сегодняшний день пеноблоки являются одним из популярных строительных материалов, и их использование получается выгодным по соотношению цена/качество. Использование этого материала обеспечивает высокие теплоизоляционные свойства и высокую паропроницаемость, поэтому дома из пеноблоков экологически чистые и теплые. В таких домах дышится легко и комфортно. Узнать цену дома из пеноблоков вы можете на сайте www.stenovoy.ru


 
 
top