Взаимодействие с конкурентами

Мы с вами уже успели согласиться с тем, что наличие конкурентов совсем не обязательно является злом, в любом бизнесе важно необходимо взаимодействие с конкурентами. Напомню, что сам факт того, что кто то вообще занимается тем бизнесом, которым решили заняться и вы, говорит о том, что дело не провальное. Но вот мы уже открылись, работаем, сумели как то занять свою нишу, вроде бы никому на мозоль не наступаем…

Рано или поздно вам придется как то столкнуться с конкурентами. Самая, на мой взгляд, правильная политика – решить для себя раз и навсегда, что «места под солнцем хватит всем». Нет, конечно, можно иметь честолюбивые планы вроде «я стану монополистом в своей области», но это, извините, не для малого бизнеса.

Практика показывает, что всяческие договоренности (или то, что называется сговором в антимонопольном законодательстве) действуют недолго. Я много раз это наблюдал: люди договариваются держать примерно одинаковые цены, иногда обмениваются прайсами, чтобы подкорректировать свои цены. Или пытаются выдержать баланс: «Вот это у тебя пусть будет подороже, а у меня подороже будет вот это». Но проходит совсем немного времени (обычно несколько месяцев), и договоренность перестает действовать. Возможно, крупный бизнес умеет договариваться о таких вещах, но в малом бизнесе можете на подобные договоренности не рассчитывать.

Конкуренция – это почти всегда необходимость идти на уступки с целью получения какого либо преимущества. И если представить себе игру «Идеальная конкуренция», то фирмы конкуренты в этой игре очень быстро выйдут на границу рентабельности и никогда не смогут хорошо зарабатывать. Или вообще разорятся. В жизни все немного иначе. Никто не станет работать себе в убыток или «за еду». Всегда есть какой то баланс «вложенные усилия – полученная прибыль», который не получается сместить в сторону полученной прибыли, но и не хочется пережимать в сторону вложенных усилий. Впрочем, конкуренты иногда подталкивают к дополнительным расходам.

Сразу хочу ответить на невысказанный вопрос: не бойтесь «наездов». Времена бритоголовых братков в кожаных пальто с оттопыривающимися подмышками давно канули в Лету. Если вы честно и добросовестно работаете – бандиты от конкурентов в 99 % случаев к вам не придут. Оставшийся процент – когда вы по незнанию переходите какую то «грань дозволенного». Обычно эта черта находится немного за гранью закона или морально этических норм, но и в этом случае можно рассчитывать сначала на «устное предупреждение». Так что честному человеку здесь бояться нечего. Вот чего реально можно иногда опасаться, так это «подставы».

Это когда конкурент, к примеру, через подставных лиц предлагает дешево ваш профильный товар, а фактически товар имеет либо криминальную предысторию, либо скрытый брак. Впрочем, подобные методы ведения дел – это исключение. Защита от таких напастей только одна – чистоплотность. Это важно не только в бизнесе и важно не только при взаимодействии с конкурентами. Кстати, я стараюсь следовать принципу чистоплотности и вот в какой ситуации. Бывает, что в павильон заходят молодые люди и предлагают такой же товар, как у вас, «подешевле и без документов». Понятно, что происхождение этого товара под вопросом. Я в таких случаях немедленно отказываюсь.

Правило для себя я вывел такое: свое я заработаю сам, а чужого мне не надо. Вернемся к конкурентам. Самое правильное построение отношений – это, с одной стороны, не заискивать перед конкурентами, зорко за ними наблюдать, а с другой стороны, осознавать, что вы находитесь в одной лодке. Вы и ваши конкуренты заинтересованы в том, чтобы ваш общий бизнес оставался доходным и имел низкие риски. Не считайте, что ваши конкуренты – это ваши враги. Они – оппоненты, соперники, но не враги. В моей практике не раз приходилось помогать конкурентам. У нас есть один общий поставщик, и в связи с этим бывают некоторые накладки. Почти всегда находили общий язык и вполне нормально решали возникшие спорные моменты. Более того, если вы не будете болезненно относиться друг к другу, возможны ситуации, когда конкуренты могут выручать друг друга.

Например, в торговом центре, где мы с женой торгуем, есть один предприниматель, с которым у нас пересекается часть товара. Так вот, однажды продавцы этого предпринимателя прибежали и попросили продать по розничной цене несколько единиц товара. У них в наличии не было достаточного количества, а покупателя терять не хотелось. Вот таким образом и решили проблему. Надо сказать, что теперь и мы в подобных ситуациях не стесняемся обращаться к ним. При этом мы с легким подозрением и некоторой ревностью относимся друг к другу. Но там, где можем быть партнерами, – стараемся быть партнерами. И уж тем более никогда не поливаем конкурентов грязью – как бы ни складывались отношения. Это просто по человечески некрасиво, да и покупателей может оттолкнуть. Ценовая политика

Ценовая конкуренция – тонкий момент. Не раз и не два я ходил к конкурентам или отправлял «своих людей», чтобы посмотреть их цены. И не раз и не два мы с женой подозревали в случайном покупателе «засланца» от конкурентов. Ну что же, такова жизнь. Безразлично относиться к этому сложно, но и нервничать не нужно. Научитесь относиться к этому ровно. Воспринимайте как неизбежность. В общем, вы примерно знаете, какие цены у ваших конкурентов. Порой вам даже покупатели рассказывают, что, дескать, вот там то видел по такой цене.

Самое разумное, на мой взгляд, - установить цену примерно такую же. Чтобы цены практически у всех конкурентов одинаковая, при равных условиях комфорта. Или «вразнобой» – что то заметно дешевле, что то заметно дороже. Так будет сложно угнаться за вами. Правда, если ваш конкурент поступит подобным образом – сложно будет уже вам. Самое главное – понять, что далеко не всегда цена является определяющим фактором. В каком то товаре (особенно в импульсных покупках) цена может не значить вообще ничего.

В каком то товаре решающим может стать сопутствующий сервис или удобство расположения магазина. А в каком то – ничего не поделаешь, важна именно цена. Вот на такой товар и надо ставить цену «такую же, как у всех». Обычно такой товар является ходовым, и колебания цен на него в разных местах часто не превышают пары процентов.


 
 
top