Основы продажи готового бизнеса

Продать готовый бизнес можно двумя способами - обратиться к профессионалу или вести процесс самостоятельно.

Продажа своего бизнеса - это многоэтапный, сложный процесс, в котором обязательно необходимо участие профессионалов различного профиля.

Как продать готовый бизнес


Первым шагом необходимо произвести оценку.
Бизнес оценивается с помощью различных методов. Вот три основных из них - доходный и затратный методы и метод рыночных сравнений.
Конечно возможно оценить свой бизнес самостоятельно, но лучше всего прибегнуть к услугам специально обученной категорией людей - оценщиков.
Результатом работы оценщиков будет предоставление вам приблизительного диапазона цены предлагаемого бизнеса и обоснования её в документальном виде.

Вторым шагом продажи готового бизнеса является составление инвестиционного меморандума - подробного описания бизнеса, в котором обязательно должны быть перспективы развития, история продаваемого бизнеса, экономические и технические характеристики, результаты оценки и юридической экспертизы.

Третьим шагом является поиск покупателей.
Найти покупателя можно двумя способами - размещение объявления в СМИ или на тематических сайтах и затем ожидание звонков от потенциальных покупателей, что довольно не эффективно и опасно, так как вам придётся выставить на всеобщее обозрение часть конфиденциальной информации о своей фирме, или самостоятельное нахождение кандидатов, которых может заинтересовать покупка данного готового бизнеса.
Во время поиска кандидатов, лучше всего обратиться к высшему руководству конкретных компаний, для которых ваш бизнес интересен. Чтобы найти эти компании, проведите мониторинг прессы, интернет ресурсов, посетите выставки, изучите каталоги разных фирм по вашей тематике, встретьтесь с руководством интересующих вас инвесторов. Не забудьте, что перед встречей хорошим тоном будет выслать официальное письмо руководителям компаний.
Следует так же иметь ввиду, что одинаковый по размеру с вами конкурент не сможет стать реальным покупателем вашего предприятия. Как показывает практика, предприятие покупателя, должно быть раз в десять крупнее вашего. Это один из самых надёжных критериев оценки.
Вы можете обратиться и к зарубежным коллегам по бизнесу. Ваше предприятие тоже может быть весьма интересно для иностранных инвесторов.

Четвёртым шагом продажи готового бизнеса является юридически корректное оформление сделки купли-продажи бизнеса. Для этого потребуется привлечь юриста с опытом таких сделок.


 
 
top